Наверх
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Учреждения общего среднего образования по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
В целях совершенствования организации деятельности учреждений общего среднего образования по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей, разработана программа родительского университета для родителей учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования.
САЙТ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ПЕРЕЙТИ)
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА "РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного
учреждения образования
«Средняя школа № 2
имени Ф.Я.Кухарева г. Добруша»
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 2 имени Ф.Я.Кухарева г.Добруша»
Общие положения.
1.1. Положение о родительском университете Государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 имени Ф.Я.Кухарева г.Добруша» (далее – Положение) разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий.
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий, способствующих педагогическому и психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
– гражданское: о путях развития образования, школы.
– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
– организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
– построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
– трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
2.4. Три ступени реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом.
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 имени Ф.Я.Кухарева г.Добруша»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.
3.2. Координатор родительского университета:
– несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
– координирует деятельность родительского университета;
– осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;
– подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
– ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
– в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация.
– Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района.
– Положение о родительском университете.
– План работы на учебный год.
– Методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение.
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
План мероприятий по реализации проекта «Родительский университет»
на второе полугодие 2024-2025 учебный год
3 четверть
1. |
1 класс Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
1а – 21.03.25 1б – 22.03.25 1в – 22.03.25 |
родительское собрание |
Игнатенко О.В. Костюкова М.А. Медведева А.П. |
2. |
2 класс Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
2а – 22.03.25 2б – 20.03.25 2в – 21.03.25 2г – 21.03.25 |
родительское собрание |
Рекашова Н.М. Холщенкова К. Н. Ващенко О.В. Афанасова М.А. |
3. |
3 класс Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
3а – 15.03.25 3б – 21.03.25 3в – 22.03.25 3г – 21.03.25 |
родительское собрание |
Марченко Е.С. Курилина С.М. Чернова Л.Н. Жевнова А.В. |
4. |
4 класс Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
4а – 21.03.25 4в – 22.03.25 4г – 21.03.25 |
родительское собрание |
Власова И.Н. Алейникова А.А. Алейникова И.И. |
5. |
5 класс Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
5а – 13.03.25 5б – 15.03.25 5в – 17.03.25 5г – 18.03.25 |
родительское собрание |
Велиева Т.С. Горлачёва Т.Н. Коновалова М.И. Лопухова А.П. |
6. |
6 класс Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиа безопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
6а – 15.03.25 6б – 22.02.25 6в – 15.03.25 6г – 21.03.25 |
родительское собрание |
Андрулова Ю.Д. Долбенко Ю.В. Бартош О.А. Бакуцкая С.И. |
7. |
7 класс Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. |
7а – 22.03.25 7б – 22.03.25 7в – 14.03.25 7г – 15.03.25 |
родительское собрание |
Ильина Н.О. Старченко Л.В. Войтишкина Л.В. Кулагина Н.М. |
8. |
8 класс Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
8а – 15.03.25 8б – 22.02.25 8в – 22.03.25 8г – 22.03.25 |
родительское собрание |
Смусенок И.Н. Кононок А.И. Гарбузова А.А. Мычкин Е.В. |
9. |
9 класс Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек |
9а – 15.03.25 9б – 15.03.25 9в – 01.03.25 9г – 01.03.25 |
родительское собрание |
Соломаха Я.И. Нестерова Т.М. Мосина Е.В. Клименко В.В. |
10. |
10 класс Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
01.03.25 |
родительское собрание |
Рекашов И.П. |
11. |
11 класс Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
15.03.25 |
родительское собрание |
Башилова Е.А. |
Консультации для родителей учащихся |
||||
12. |
ü Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение ü Как выявить и развить способности детей? ü Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста ü Идеальные родители глазами детей, ü идеальный ребёнок глазами родителей ü Как помочь ребенку стать внимательнее? ü Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
январь |
I-IV классов |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
13. |
ü Ваш любимый неидеальный ребенок ü Подростковый возраст: проблемы полового созревания ü Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов ü Любовь и дружба в подростковом возрасте ü Как помочь ребенку стать взрослым? ü Подростки в социальных сетях: безопасное поведение ü Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье ü Предотвращение отчужденности между родителями и детьми ü Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
февраль |
V-IX классов |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
14. |
ü Трудности личностного роста и их влияние на обучение ü Научная организация учебного труда старшеклассников ü Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников |
март |
X-IX классов |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
4 четверть
1. |
1 класс Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
1а – 23.05.25 1б – 22.05.25 1в - 23.05.25 |
родительское собрание |
Игнатенко О.В. Костюкова М.А. Медведева А.П. |
2. |
2 класс Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
2а – 24.05.25 2б – 29.05.25 2в – 28.05.25 2г – 24.05.25 |
родительское собрание |
Рекашова Н.М. Холщенкова К. Н. Ващенко О.В. Афанасова М.А. |
3. |
3 класс Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
3а – 24.05.25 3б – 23.05.25 3в – 24.05.25 3г – 23.05.25 |
родительское собрание |
Марченко Е.С. Курилина С.М. Чернова Л.Н. Жевнова А.В. |
4. |
4 класс Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
4а – 30.05.25 4в – 23.05.25 4г – 30.05.25 |
родительское собрание |
Власова И.Н. Алейникова А.А. Алейникова И.И. |
5. |
5 класс Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
5а – 28.05.25 5б – 23.05.25 5в – 26.05.25 5г – 27.05.25 |
родительское собрание |
Велиева Т.С. Горлачёва Т.Н. Коновалова М.И. Лопухова А.П. |
6. |
6 класс Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
6а – 17.05.25 6б – 10.05.25 6в – 24.05.25 6г – 23.05.25 |
родительское собрание |
Андрулова Ю.Д. Долбенко Ю.В. Бартош О.А. Бакуцкая С.И. |
7. |
7 класс Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
7а – 23.05.25 7б – 23.05.25 7в – 23.05.25 7г – 17.05.25 |
родительское собрание |
Ильина Н.О. Старченко Л.В. Войтишкина Л.В. Кулагина Н.М. |
8. |
8 класс Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
8а – 17.05.25 8б –24.05.25 8в – 24.05.25 8г – 24.05.25 |
родительское собрание |
Смусенок И.Н. Кононок А.И. Гарбузова А.А. Мычкин Е.В. |
9. |
9 класс Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
9а – 17.05.25 9б – 17.05.25 9в – 10.05.25 9г – 24.05.25 |
родительское собрание |
Соломаха Я.И. Нестерова Т.М. Мосина Е.В. Клименко В.В. |
10. |
10 класс Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
24.05.25 |
родительское собрание |
Рекашов И.П. |
11. |
11 класс Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
17.05.25 |
родительское собрание |
Башилова Е.А. |
Консультации для родителей учащихся |
||||
12. |
ü Агрессивное поведение: как помочь ребенку? ü Как помочь ребенку правильно распределить свое время? ü Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем ü Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка ü Интеллектуальное развитие ребенка ü Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
апрель |
I-IV классов |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
13. |
ü Как научиться понимать и принимать подростка? ü О родительском авторитете ü Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? ü Подросток в социальных сетях: что делать? ü Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? ü Домашняя работа: удовольствие или наказание? ü Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания ü Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
май |
V-IX классов |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
Педагог-психолог Ю.В.Журавлёва
Педагог социальный Н.С.Ларчик
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе Н.В.Толкачёва